Батьківський урок

Слайд 1
Родительское собрание-практикум
на тему: «Школа внимания» или «Как помочь ребёнку стать внимательным?» 

 

Школьный класс…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителя носили только позитивный характер? Чтобы после собрания родители, дома решали коллегиально возникающие проблемы? Как определить ту грань, за которую можно уцепиться и сохранить радость, понимание, признание, любовь?

Объект исследования: ученический коллектив.
Предмет исследования: внимание учащихся.
Цель: формирование понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе;
осмысление того, что называют  «вниманием» и  ознакомление с   основными свойствами внимания;
выяснение причин неадекватного поведения;
изучение в ходе собрания  упражнений и игр, которые способствуют  развитию внимания учащихся.
Задача: повысить психолого-педагогический уровень знаний родителей.
Участники: классный руководитель, родители, школьный психолог.
Форма проведения: групповая.
Оборудование:  анкеты для родителей (Приложение 1), анкеты для учащихся (Приложение 2), задания для практикума, упражнения и игры для развития внимания у детей, кроссворд,  памятки-рекомендации для родителей «Учим ребенка внимательности», наглядно-демонстрационный материал (высказывания), приглашения на родительское собрание, жетоны (серпантин, конфетти, мишура, хлопушка) для деления на группы, выставка литературы о внимании, мультимедийная презентация, организация мест для групповой работы.

Ход проведения собрания

На доске высказывания:  «Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так», «Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главными помощниками в этом могут стать мама и папа», «Внимание  есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира» (К.Д.Ушинский). «С детства учись повелевать собой. Заставляй себя делать то, что надо – и должное станет для тебя желанным» (В.А.Сухомлинский). (Приложение 3),

І. Установление свободной и доверительной атмосферы.
Звучит музыка «Новогодняя песня»
Родители занимают места, согласно взятому жетону  (серпантин, конфетти, мишура, хлопушка) групп участников собрания.
Учитель. Добрый вечер, уважаемые родители!
Слайд 2 (Видеопоздравление Р.Паулс «Зимняя сказка»)
Примите мои поздравления с зимними праздниками, пожелания мира в стране, семье, здоровья, с новым счастьем вас, удачи вам, везения, верных друзей, душевных сил и Божьей помощи в Новом 2015 году.
Я рада видеть Вас на собрании.  Вашему вниманию предлагаю кроссворд (Приложение 4).

Работа в группах №1. Разгадывание  кроссворда.
- Какое слово у Вас получилось? (Внимание).
Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с результатами учебной деятельности  учащихся за  І семестр.  Успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.
Приглашаю вас принять участие в   собрании-практикуме «Школа внимания».

Чтение высказывания о внимании   представителя от родительской группы №1.
«Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал. Важно, что это так».

2. Сообщение темы и целей родительского собрания.
Учитель. Тема нашего собрания «Школа внимания».
Слайд 3
Цель собрания: познакомить вас уважаемые родители с понятием внимания и его основными свойствами.
Задачи: изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся.
Работа в группах №2. Родителям предлагается продолжить следующую фразу. Время для выполнения этого задания 2 минуты.
«Внимательный ребёнок – это…» (умеющий сосредоточиться на определённом объекте и явлениях; способный запоминать и понимать все, о чем ему говорят; умеет сконцентрироваться на определенном событии, явлении или объекте; прикладывает волевые усилия;   делает не то, что хочется, а то, что необходимо.)
Проверка задания. Представитель каждой группы родителей читает вслух коллективно составленную фразу, а учитель обобщает мнения родителей.

ІІ. Анализ  анкетирования
Учитель. До собрания было проведено анкетирование детей и родителей. С результатами анкетирования Вас ознакомит председатель родительского комитета.
Слайд 4-7
Председатель родительского комитета. Анализ анкет родителей показал, что в классе из 27 человек на вопросы анкеты ответили 25 родителей.
1.     Часто ли Ваш ребёнок отвлекается во время бесед, занятий, выполнения заданий?
         Да   – 17 чел.       
         Трудно сказать   – 2чел.         
         Нет  – 6 чел.       
          2.     Можно ли назвать Вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым? 
          Да  – 5 чел.            
          Трудно сказать   – 9чел.       
          Нет  – 11 чел.       
          3.     Хотелось бы Вам, чтобы Ваш ребёнок был внимательным? 
           Да  – 24 чел.           
           Трудно сказать – 0 чел.               
           Нет  – 0 чел.
           Без ответа – 1 чел. 
           4.  Что Вы делаете для того, чтобы у Вашего ребёнка развивалось внимание?           
                 Занятия по интересам – . чел.       
Логические развивающие игры, беседы – . чел.       
Читаем книги –. чел.       
Записали в спортивную секцию – . чел.       
Приучаю быть внимательным  – . чел.       
Ругаюсь  – . чел.
Занимаемся   – 17 чел.       
Затрудняюсь ответить – 3 чел.       
Не знаю – 1 чел.       
Без ответа – 4 чел.       
По результатам анализа анкет мы сделали вывод, что 8 человек из ответивших на вопросы анкеты не знают своих детей, до школы не развивали у них внимание или занимались с ребёнком от случая к случаю, поэтому, затронутая сегодня тема, очень актуальна.
Слайд 8  
Анализ анкет учащихся показал, что на вопрос: «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» — только 31% учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь, называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины, как телефон, телевизор (громкий звук).
Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащихся ответили «нет» — 53%, «да» — только 19%.
Также были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.
Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27%, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66%.
Предлагаю более детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.

ІІІ. Теоритеческий блок
1.    Учитель. Что объединяет гиперактивного непоседу и маленького меланхолика, витающего в облаках? Проблемы с учебой. А вытекают они из нарушения внимания. Для учеников начальных классов это особенно актуально. Как же помочь ребенку стать внимательнее?
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
     2.     Внимание! Но что это такое – внимание?
Чтение высказывания о внимании   представителя от родительской группы №2.
«Внимание  есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира» (К.Д.Ушинский).
Слайд №13
Учитель. Внимание - волшебная дверца, через которую каждый человек внимает внешнему миру, общается с ним.
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент – необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Слайд №14 Виды внимания
3. Виды внимания
Выделяют 3 вида внимания:
1.Непроизвольное
2.Произвольное
3.Послепроизвольное
Представим себе, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернетесь в его сторону. Это – непроизвольное, непреднамеренное внимание, оно не контролируется волей.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму (познавательная потребность, новизна).
С возрастом, в процессе игры, обучения и общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо (цель деятельности, ориентация на конечный результат). Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребенка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника. 
В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи со вниманием. Поэтому понятно значение внимания для развития всех психических процессов. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении.
Если внимание хорошо развито, то особенностью поведения и внешнего вида будет спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, устойчивость позы, твердость и уверенность речи.
Если внимание плохо развито, то особенностью поведения и внешнего вида будет частая отвлекаемость от основного дела, суетливость, неуравновешенность, беспорядочное многословие, бегающий взгляд, неуверенность, тревожность.
4.Свойства внимания
Слайд № 15 Свойства внимания
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как:
§  концентрация
§  устойчивость
§  распределение
§  переключение
§  увеличение объема усвоенной информации
Возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя). При распределении внимания – ребенок может улавливать все и сразу, слышит, понимает и запоминает все, о чем говорит учитель, кроме этого видит, что делают одноклассники, успевает улыбнуться над шуткой соседа и одновременно вспоминает, что ему задали по другому предмету. Такие дети учатся хорошо, однако не потому, что они долго учат уроки и проводят много времени в библиотеке, а потому, что все запоминают быстро и без особенных усилий.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке: продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели. При оперативности переключения внимания – ребенок может быстро переключиться с одного занятия на другое, но эффективность его запоминания и работы не снизится.
При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. У ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
  Уважаемые родители! Попрошу Вас отметить, какие из ниже перечисленных проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему. (показать на слайдах)
Признаки проявления дефицита внимания (Приложение №5).
1.     Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
2.     Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.
3.     Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4.     С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии).
5.     На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.
6.     При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7.     С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8.     Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
9.     Не может играть тихо, спокойно.
10.   Болтливый.
11.  Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12.Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
13.Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
14.Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Подсчитайте общее количество отмеченных симтомов. Наличие у детей восьми из перечисленных 14–ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания.
Слайд № 16
Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:
·    Признаки гиперактивности (1,2,9,10)
·    Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
·    Импульсивности (4,5,11,14)
Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям.
В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:
          1.     Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности.
2.     Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.
М.Горький сказал: «Быть бессмысленно добрым так же глупо, как и быть безумно    строгим».
Помните, внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. Школа стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.
В школе на всех уроках предусмотрены задания на внимание.
Слайд №17
Упражнения для развития внимания на уроках
Восстанови порядок букв в словах, прочитай их: акабос, ацисил, тёломас, агород, цяаз, алокш, ланеп и др.
Даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот? Какое слово самое длинное, самое  короткое?  
Сказочный герой допустил ошибки в своей работе и просит ребят их исправить.
Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
Расставь числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
Разделить «склеенные» между собой слова:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Разделить «склеенные» между собой предложения: 
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
Но как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе.
И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители.
Чтение высказывания о внимании   представителя от родительской группы №3. «Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главными помощниками в этом могут стать мама и папа».
Поэтому предлагаю Вам сейчас поработать в группах, чтобы познакомиться с наиболее эффективными средствами развития внимания.

IV. Практическая работа родителей
1.  Учитель. Взрослые очень часто говорят детям: «Сосредоточься!» «Соберись!», «Не отвлекайся!», «Смотри внимательно!», «Ты совсем невнимательный!». Дети выполняли бы это с удовольствием, но что именно надо для этого сделать? На какую такую кнопку нажать, чтобы невнимательность – раз! – и превратилась во внимательность?
Нет такой кнопки. Но зато есть такие игровые упражнения и задания, которые способствуют развитию внимания.
Задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и других изданиях. Это хорошо всем знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв, решение различных головоломок и т.п.. Так вырабатывается сосредоточенность.
Каждой группе родителей розданы карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. Группа знакомится с их содержанием и готовит представление одной из наиболее понравившихся ей игр. Вам необходимо определить, к какому свойству внимания можно отнести данные игры, используя памятку «Свойства внимания», какие больше всего понравились и почему (обосновать!).
2.  Работа в группах №3. (Приложение №6).
Группа №1 презентует игры №1, №8
Группа №2 презентует игры №2, №3
Музыкальная пауза (Видео «Соку-бачи-вира»)
Группа №3 презентует игры №4, №5
Группа №4 презентует игры №6, №7

3.  Подведение итогов практической работы.
Мы убедились, что у всех нас внимание развито по-разному: у кого-то – хорошо,  у кого-то  не очень.

V. Выступление психолога
Психолог. Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.
Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание.
В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмеченных у таких детей.
Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому эти синдромы более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.
Причины:
·  Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),
·  Асфиксия новорождённого.
·  Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.
·  Особенности центральной нервной системы.
·  Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).
·  Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).

VІ. Презентация литературы, статей о внимании.

VІІ.Анализ результатов учебно-воспитательного процесса за І семестр.

VІІІ. Организационные вопросы

ІХ. Рефлексия    
Работа в группах №4.
Вы должны выполнить одно задание на скорость: собрать из данных слов пословицу:
драгоценность,  большая, ещё, драгоценность, Дитя,  но,  воспитание, его.
Дитя – драгоценность, но еще большая драгоценность - его воспитание. (Туркменская пословица)
Подумайте и скажите, что помогло вам составить эту туркменскую пословицу? (Внимание.)

Работа в группах №5.
Предлагаю каждой группе родителей в конце нашего собрания продолжить фразу: «Сегодня на родительском  собрании я (мы) понял(и), что внимание…».

Х. Проект решения собрания
Зачитывает председатель родительского комитета.
     1. Помочь детям стать внимательными, для этого познакомиться или приобрести литературу, в которой можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
   2. Играть с детьми в игры, развивающие все свойства внимания, не забывая о спортивных и подвижных играх.
     3.     Учить детей быть наблюдательными.
     4.     Познакомиться с литературой, Интернет-ресурсами по теме собрания.
     5.     Научить их играть в шахматы и шашки.
В качестве решения родительского собрания родители получают памятки – рекомендации «Учим ребенка внимательности» (Приложение 7) и «Упражнения и игры для развития внимания у детей» (Приложение 8).

ХI. Минута благодарности

Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в собрании. Желаю всем успехов  в воспитании и развитии детей.

Презентация

Комментариев нет:

Отправить комментарий